Примеры химических веществ в литературных произведениях.
5-9 класс
|
На занятиях химии мы активно устанавливаем межпредметные связи, цитируем отрывки из литературных произведений (связь с литературой).
Например, при изучении окислительно–восстановительных реакций можно привести строчки Ю. Кузнецова «Тайны Чёрного моря»:
Трясся Крым двадцать восьмого года,
И восстало море на дыбы.
Испуская к ужасу народа,
Огненные серные столбы.
Всё прошло. Опять гуляет пена,
Но с тех пор всё выше и плотней
Сумрачная серная геенна
Подступила к днищам кораблей…
Речь идёт о окислительно–восстановительных процессах:
2Н2S + O2 → 2Н2O + 2S; [2, с. 111]
2Н2S + 3O2 → 2Н2O + 2SО2 [5, с. 90]
Приведем пример четверостишия Анны Ахматовой из сборника «Вечер»
…На рукомойнике моём
Позеленела медь.
Но так играет луч на нём,
Что весело глядеть…
В сюжете отображается явление коррозии металлов. Здесь допущена неточность: медь сама по себе не может зеленеть, такой цвет дают соединения меди. Медь взаимодействует с кислородом, с образованием оксида, а затем с углекислым газом и водой, превращаясь в основной карбонат меди – малахит!
2Cu+ O2= 2CuO
2CO + CO2 + H2O = (CuOH)2CO3
А сколько мальчишек и девчонок в детстве не раз перечитывали Жюля Верна «Таинственный остров». Но они и не догадывались, что в этом произведении писателем описано столько химических процессов, например получение нитроглицерина: «...Добыв азотную кислоту, Сайрес Смит подлил к ней глицерина, предварительно сгустив его выпариванием в водяной бане, и получил несколько пинт желтоватой маслянистой жидкости»
C3H5(OH)3 + 3HNO3 = C3H5(NO2)3 + 3H2O
Или вот как Жюль Верн рассматривает воду как эффективное топливо будущего. Проводя электролиз воды, получают водород и кислород:
«…Какое топливо заменит уголь?
-Вода, - ответил инженер.
-Вода? – переспросил Пенкроф.
- Да, но вода, разложенная на составные части, пояснил Сайрес Смит. - Без сомнения, это будет делаться при помощи электричества, которое в руках человека станет могучей силой….»
Ну, разве это не стимул, чтобы перечитать или открыть для себя это произведение? И разве читая, его студент не будет обращать внимание, и стараться найти фрагменты о химических явлениях и процессах?
Иногда в литературных произведениях есть химические ошибки, например, «Избранная лирика» И.Сельвинского можно прочитать:
…Видишь – мрамор:
Это просто кальций…
На самом же деле мрамор не кальций, а его соль – карбонат кальция CaCO3.
В ходе исследовательской работы была найдена химическая некорректность в произведении: Артура Конан Дойла «Собака Баскервилей».
Это, пожалуй, самая интересная на наш взгляд ошибка и чтобы найти на нее ответ нам пришлось изрядно потрудиться! Приведем отрывок:
«…Да! Это была собака, огромная черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас, смертных, не видывал. Из ее отверстой пасти вырвалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку мерцал переливающийся огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана… Страшный пес, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте
- Фосфор, - сказал я
Другие вопросы из категории
3)Na+H2O→ 6)Hg+H2O→
кислота--? +?
гидроксид алюминия--Оксид алюминия + вода
фосфат натрия +нитрат кальция--?+?
Читайте также
эффекту.
2. Приведите примеры химических реакций, в которых качественный состав веществ остается постоянным.
название оригинала.
Примеры:
«Титрование и наказание» (Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»),
«Циркониевый браслет» (А. И. Куприн «Гранатовый браслет»)
1) хлорид калия KCI
2) иод I2
3)алмаз C
4)Вода H2O
5)Фторид натрия
Номер 2
Выбери верные ответы
Элементы главной подгруппы I группы учавствуют в образование химической связи
а) ковалентной неполярно
б) ковалентной полярной
в) ионой
Элементы главной подгруппы VII групы могут учавствовать в образовании химической связи
а)ионой
б)ковалентной неполярной
в)ковалентой полярной
Приведите примеры соотвествующих веществ
3)Что такое смесь? Приведите примеры природных смесей различного агрегатного состояния.Назовите компоненты этих смесей
хим. реакций - образование новых веществ, отличающихся от исходных : _ _ _ _ _ _ _ _ , _ _ _ _ _ _ _ _ _ , _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .